Мнение

Борьба с сектами в России

Если есть государство, которое провозглашает свободу вероисповедания и одновременно заносит в списки экстремистской литературы религиозные тексты, принадлежащие не основным религиям страны, защищая от подобной участи тексты основных религий, то эта страна – Россия.

Чтобы разобраться для чего это делается, и кому это нужно, сначала определим, что такое секта. Составитель толкового словаря русского языка С. И. Ожегов определял секту как «религиозное объединение, отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее».

Логично, ведь этимологически слово «секта» происходит от лат. secta — «отколовшаяся часть религиозной общины», а где раскол, там и противостояние.

Современные инквизиторы России о сектах

А вот апологет православного сектоведения и самый ярый враг всех, кого он причислил к сектантам (по принципу, кто не с РПЦ, тот против неё), и имеющий самую плохую репутацию в среде религиоведов (за искажение фактов) А. Л. Дворкин утвердил, что «секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона».

Интересно, какая секта наиболее соответствует этому определению? Вспомним историю христианства, вернее историю Римской империи, в которой неожиданно появилась маленькая и по определённым причинам весьма закрытая группа лиц, противостоящая всем основам римской религии… называемая властями христианами.

Кстати, именно Дворкин и его ученики ответственны за создание не прошедших религиоведческую экспертизу брошюр для наших спецслужб, из которых их оперативники узнают, какие верования граждан РФ являются правильными (спойлер – это четыре основных религий РФ), а какие экстремистскими.

Учитывая, что по Дворкину секта (она же ересь) – это то, что не подконтрольно культурообразующим религиозным общинам, то ничего удивительного, что в разряд экстремизма попало всё остальное. Удивительно, что наши силовые ведомства, кажется, решили не разбираться, а поверить ему на слово, но об этом позже.

Секта или ересь?

А если вспомнить, что латинскому слову secta в древнегреческом языке соответствует слово αἵρεσις — ересь, то окажется, что понятия «ересь» и «секта» в этих языках тождественны. (Только представьте, что сегодня является ересью с точки зрения древних поклонников Зевса!)

С другой стороны, в этом нет ничего удивительного: а как ещё руководство церкви может назвать тех, кто откололся от них и захотел построить свою церковь… еретиками и никак иначе.

А как дела с сектами на Востоке?

На Востоке, а точнее, в Китае, цивилизация которого очень долго была “законодателем мод” в этой части Земного шара, история сект была ещё более запутана, чем на Западе. Само слово “секта” обозначало просто школу самосовершенствования в одной из существующих традиционных или не очень традиционных религий. Например, школы, относящиеся к буддизму и даосизму. Кроме этого, было ещё много нерелигиозных сект из менее известных эзотерических учений.

К сектам относились по-разному. Если они создавали проблемы для императорской власти, с ними боролись. А если они могли принести выгоду, как например, секта Чань, более известная по имени своего главного монастыря Шаолиня, то они получали статус, как сказали бы у нас сейчас, «культурообразующей религиозной общины».

А потом появились коммунисты, которые не особо разбирались, секта это, религия или что-то ещё, и начали искоренять. Потом, после «Культурной революции» немного опомнились и разрешили… но только то, что смогли возглавить. Так сейчас все религии в КНР находятся под прямым управлением компартии.

А что на счёт несогласных? Вот их-то и определили как сектантов и стали с ними бороться. Снова. Для чего создали «Народный правительственный комитет по борьбе с еретическими сектами», известный как «Комитет 610».

Главной его целью было подавить ставшую популярной в конце ХХ века в Китае школу самосовершенствования Фалуньгун. Комитет управлял «преобразованием» людей, практикующих Фалуньгун, в тюрьмах, исправительно-трудовых лагерях и созданных специально для этого центрах идеологического перевоспитания, известных в народе как центры «промывания мозгов».

Сотрудники комитета применяли физические и психологические пытки, использовали инъекции разрушающих психику препаратов, и всё это для того, чтобы вынудить своих жертв отречься от их убеждений.

Крестовый поход против сект в современной России

Потом, в ходе внутрипартийных разборок и антикоррупционных кампаний, «Комитет 610» был расформирован. Но спецслужбы России (а также наши сектоборцы) до сих пор продолжают использовать списки экстремистских организаций, переданных в Россию этой, созданной в обход закона КНР, китайской инквизицией.

Почему самопровозглашённые защитники РПЦ, воображающие себя православной инквизицией, так хорошо нашли общий язык с инквизицией коммунистической, в принципе понятно. А вот почему плодами их трудов пользуются наши спецслужбы?..

Пока каждый занимается своим делом: церковь изобличает сектантов, а спецслужбы экстремистов – всё в порядке. Но иногда они путаются в своих сферах ответственности, и тогда создаются списки экстремистской литературы, в которые вносятся книги различных духовных учений. И как это соотносится с гарантированной Конституцией РФ свободой вероисповедания?

Если это называется свободой вероисповедания, то подобная свобода была и во времена испанской инквизиции. Хочешь – будь католиком, а не хочешь, добро пожаловать в списки на аутодафе.