«Мороз крепчал» в сфере китайской судебной системы
Прошло почти 18 лет с момента начала в Китае незаконного преследования одного из методов практики цигун Фалуньгун (Фалунь Дафа). Лишь сейчас в китайской судебной системе и в прокуратуре решили всё же подвести под преследование хоть какое-то законное основание, дав определение «социальному статусу» Фалуньгун.
25 января 2017 г. Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура Китая опубликовали судебные толкования, в которых Фалунь Дафа был назван «культом».
До этого Фалуньгун вообще не входил в официальный список «еретических культов» в Китае. Правда, это совсем не мешало прокуратуре возбуждать дела в отношении последователей Фалуньгун, основываясь на статье 300 «…использование культа для подрыва деятельности правоохранительных органов».
В Китае нет закона, запрещающего заниматься этим методом практики, поэтому стремясь осудить людей за их убеждения «за уши была притянута» эта статья. На общем фоне беззакония в отношении Фалуньгун произвольное причисление прокурорами его к культу выглядело как само собой разумеющееся.
В Китае нет закона, запрещающего заниматься этим методом практики…
Судьи, понимая всю несостоятельность предъявляемых обвинений в том, что люди разговаривают о Фалуньгун, раздают календарики с символикой Фалуньгун, читают книги Фалуньгун и т. п., ведут себя нерешительно: откладывают судебные решения, проводят тайные закрытые заседания, а при вынесении вердиктов подчиняются указаниям «Комитета 610» (внеправовая организация, созданная компартией исключительно для подавления Фалуньгун).
Почему же только сейчас в Верховном народном суде и в Верховной народной прокуратуре Китая решили опубликовать судебное толкование Фалуньгун? По-видимому, к этому их подстегнула активная защита адвокатов. На суде многие из них приводят весомые аргументы незаконности обвинений, предъявляемых прокуратурой к последователям Фалуньгун.
Некоторые провинциальные судьи даже требовали от обвиняемых отказа от адвокатской защиты, особенно пекинских адвокатов, которые более независимы от местных властей. Иногда судьи шли даже на обман и сокрытие дат проведения судов только, чтобы избежать присутствия адвокатов.
Кроме того, с конца 2016 г. участились случаи появления оправдательных вердиктов, вынесенных судом по делам последователей Фалуньгун. Судьи и прокуроры, похоже, стали проявлять самостоятельность при рассмотрении этих дел и перестали, оправдываясь, ссылаться на указания «Комитета 610» или вышестоящих служб, указания которых они выполняли при вынесении приговоров.
Всё это, а также многочисленная подача исков к Цзян Цзэминю, инициатору репрессий Фалуньгун, могло заставить компартию Китая принять меры к тому, чтобы придать хоть какую-то законность применению статьи 300 в делах приверженцев Фалуньгун.
Юридическая трактовка метода практики Фалуньгун как «культ», теперь, возможно, затруднит адвокатам защиту последователей Фалуньгун и тем самым позволит компартии продолжить репрессии этих людей за их духовные убеждения.
Юридическая трактовка метода практики Фалуньгун как «культ», теперь, возможно, затруднит адвокатам защиту последователей Фалуньгун…
Такие планы компартии по отношению к последователям Фалуньгун были оглашены 14 января 2017 года Центральным телевидением Китая (CCTV) в сообщении о выступлении председателя Верховного народного суда, который заявил «об усилении борьбы против культа» и о «дальнейшем наказании Фалуньгун».
Эти речи против растущей независимости судебной власти в Китае вызвали негодование китайской общественности. Более 1000 адвокатов и учёных в Китае подписали открытое письмо, призывающее к снятию с должности Председателя Верховного народного суда.
Лора Ларсиа