Керамика Тэнмоку: как тайваньский мастер восстанавливает утерянное сокровище династии Сун
В истории китайской керамики гончарные изделия Тэнмоку династии Сун всегда считались поистине легендарными. В древности говорили, что одну подобную драгоценную чашу можно было обменять на целый город. Когда свет преломляется, Тэнмоку сияет, как звёздное небо, с постоянно меняющимися цветом и текстурой, напоминая людям о Вселенной. Поскольку позже техника была утеряна, ныне многие мастера стремятся воссоздать подлинный эффект Тэнмоку.
Тэнмоку берёт своё название от горы Тьен Му (天目, tiān mù) в Китае. Согласно историческим записям, японские монахи отправились учиться гончарному мастерству на гору Тьен Му в провинции Чжэцзян. Они и привезли Ёхэн-тэнмоку (яп. 窯変天目 – тэнмоку «меняющиеся светила») в Японию, после чего это название закрепилось.
Сохранилось всего три подлинных образца этой керамики, которые находятся в Японии и являются национальным сокровищем страны.
Тридцать лет назад на Тайване художник Цзян Ютинг присоединился к группе мастеров, возрождающих утраченное искусство Тэнмоку. В то время как другие мастера могли изготавливать более лёгкий вариант (тёмно-коричневую посуду Тэнмоку), Цзян неожиданно совершил исторический прорыв.
10 000 раз
Сейчас Цзяну за 60, и половину своей жизни он потратил на создание чайной посуды Тэнмоку.
«Когда я впервые услышал о глазури Тэнмоку, я почувствовал что-то в глубине своего сердца. У меня были мурашки по всему телу», – говорит он.
Цзян начал экспериментировать с формулой глазури, которую его учитель перенял от мастеров из Японии: «Тэнмоку маслянистого пятна» династии Сун. Для неё характерны узоры, похожие на масляные разводы на воде. Получить их так сложно, что существует поговорка: «Изготовить одну чашу – 10 000 раз потерпеть неудачу».
Цзян много наблюдал за работой художников-керамистов, после чего сосредоточил усилия на строительстве собственной печи для обжига Тэнмоку.
Без стремления
Ведя скромный образ жизни в горах, Цзян работает в своей студии один. Он никогда не слушает музыку, чтобы слышать печь и быть сосредоточенным.
Цзян считает, что традиционное искусство требует определённого настроя: из творческого процесса нужно убирать собственные стремления и амбиции, настроившись только на результат. В таком умиротворенном состоянии можно овладеть ремеслом на уровне интуиции. Это помогает мастеру понимать принципы работы с печью, позволяя мудрости Вселенной перемещаться по кончикам пальцев.
«В отличие от других художественных произведений, когда мы обжигаем керамику, нам не нужно привносить что-то своё в творчество. Нужно просто чётко выполнять каждый шаг техники, – говорит Цзян. – Сделать простые вещи правильными – само по себе уникально».
На это уходит много лет оттачивания мастерства. Например, создание чаш идеальной формы требует пяти лет практики.
После бесчисленных неудач мастер не только усовершенствовал свои навыки, но и впервые в истории разгадал тайну создания Тэнмоку с сияющими цветами.
Скрытый спектр
«Однажды я заметил темно-фиолетовый цвет в одной из чайных чаш», – говорит Цзян. Повторив процесс обжига, мастер обнаружил целый спектр возникающих цветов: «Они появлялись один за другим: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, золотой, серебряный». Столько оттенков в одном цвете.
Он понял, что чёрный цвет – это комбинация всех цветов, смешанных вместе: «Похоже на то, будто цвета были скрыты тысячу лет». Художник назвал эту технику “Тэнмоку скрытого цвета”, которая при обжиге создаёт до семи цветов в одной чаше.
«Многие люди полагают, что я много экспериментировал со своими техниками, чтобы получить цвет, – говорит Цзян. – Это не так. Я просто контролирую процесс обжига и вношу ключевые изменения в нужный момент».
Вечная красота простых вещей
В то время как современные мастера создают керамику нестандартных и сложных форм, Цзян идёт против этой тенденции. Он использует круглую форму чайной чаши династии Сун, описывая её как форму «наименьшего бремени».
Хотя чаша выглядит простой в изготовлении, художнику потребовалось 30 лет, чтобы довести её до совершенства. «Я перепробовал множество форм и обнаружил, что эта чаша для чая — моя любимая, она круглая, а круг — начало и конец всего», – говорит Цзян. По словам мастера, хорошее произведение подражает природе и имеет успокаивающий эффект.
«Современное искусство требует слишком много эмоций от зрителя. Искусство должно очищать людей, как чистая и спокойная вода. Вода может удалить загрязнения и стать чистой только тогда, когда неподвижна. Личные эмоции похожи на камни, которые бросают на дно. Такая вода не будет чистой».
Многие ремесленники и коллекционеры посетили мастерскую Цзяна и были поражены эстетикой его работ. Художник считает, что обжиг керамики похож на духовную практику. Он не обращает внимания на успех, неудачу или осуждение, просто следует естественности, а спокойное душевное состояние помогает создавать самые гармоничные цвета и формы.
По материалам издания Magnifissance