Мировые СМИ

«Уолл-стрит джорнал»: Гонконг и драма Фалуньгун

27.08.2011 г.

Выступая в прошедшем месяце в Нью-Йорке на тему развития гонконгского района West Kowloon Cultural District, главный секретарь администрации Гонконга Генри Тан заявил о намерении страны стать «Азиатским культурным центром». За неделю до этого жители Гонконга смогли ощутить «вкус» той культуры, на которую они могут рассчитывать.

В Гонконге должно было состояться торжественное закрытие гастрольного тура компании Shen Yun Performing Arts, труппа которой базируется в Нью-Йорке, и билеты на концерты которой были полностью распроданы. Однако занавес театра Lyric так и не был поднят. За два дня до отъезда труппы, пришёл отказ на выдачу виз шести ключевым членам технического персонала, включая оформителя сцены и режиссёра по свету.

Департамент иммиграционной службы Гонконга воздерживается от комментариев по данному вопросу, заявляя лишь, что не даёт разъяснений по конкретным делам. Но, как утверждают представители Shen Yun Performing Arts, органы власти предлагали, чтобы члены технического персонала были заменены местными работниками. Столкнувшись со столь противоречивой политикой, труппа отвергла данное предложение и, демонстрируя свою сплочённость, отменила тур.

Затем представители Shen Yun Performing Arts и организаторы их тура в Гонконге провели акции протеста, пресс-конференции и даже всерьёз задумались над подачей судебного иска. Они заявили, что вопрос о выдаче визы – это всего лишь «предлог», скрывающий, что решение исходит из Пекина, заинтересованного в создании помех танцевальной программе Shen Yun, которая включает в себя помимо изложения традиционных китайских преданий также и «события сегодняшнего Китая, такие как история Фалуньгун (Фалунь Дафа)».

Фактически, «история Фалуньгун» является ключевой в миссии Shen Yun. Основанная в северной части штата Нью-Йорк компания находится по одному адресу с Академией Искусств Фэй Тянь, средней классической школой, базирующейся на «руководящих принципах Фалунь Дафа». Более 70% танцоров, чьи имена указаны на веб-сайте Shen Yun, являются выпускниками Фэй Тянь.

Труппа регулярно выступает в США и Канаде, а также совершает туры по всему миру, включая Японию, Корею и Тайвань, но никогда не исполняла свои танцевальные номера в Гонконге. Это была первая возможность для компании представить своё шоу перед «входными вратами Китая», что и повлекло за собой помехи со стороны китайских властей. Менеджер компании и хореограф Вина Ли задала вопрос: «В действительности, не напугало ли кого-нибудь наше представление?»

Но суть вопроса не в танцевальном шоу. Мы не обязаны быть поклонниками Shen Yun или защищать Фалуньгун при подобных непростых обстоятельствах. Претензии Гонконга на то, чтобы стать культурным центром, заслуживают похвалы; однако одним из ключевых вопросов для сообщества людей творческих видов искусства является свобода выражения в творчестве, невзирая на риск задеть уязвимые места сидящих в зале политиков.

Случай, произошедший с Shen Yun, наводит на мысль, что Гонконг всё ещё не способен сопротивляться политическому давлению со стороны Пекина. Нынешняя драма, возможно, лишь первый акт.