“Открытая”. Что нам даруют свыше
«Истина. Доброта. Терпение – искусство, дарованное свыше» – так называется эта международная выставка. Видимо, многим посетителям как раз этого искусства и не хватает, раз они плачут от потрясения. И чиновникам не хватает, раз они эту выставку пытаются запретить.
На эту выставку я попала совершенно случайно – не было рекламы в СМИ, на афишах, сайтах. Женщина на улице раздавала приглашения, от которых люди привычно отворачивались, считая, что это – реклама товара. «Последний день работы, вход бесплатный», – услышала я.
Оказалось, что не только последний день, но и последний час. Тем не менее, как только я вошла в зал детской библиотеки, где разместилась экспозиция, ко мне сразу прикрепили гида – девушку Оксану. Персональные гиды-волонтёры сопровождали и других редких посетителей, которые до этого, судя по сумкам с покупками, тоже спешили домой, но отклонились от привычного маршрута, соблазнившись дармовщиной.
И хорошо, что у каждого был свой рассказчик. Потому что увиденное ошеломляло и поначалу вызывало одно чувство: не может быть!
Начало экспозиции, картины с изображениями Будды и его последователей, занимающихся духовными практиками и медитациями, проходишь без чувств. И про йогу наслышаны, и даже кое-что умеем, и про цигун, его упражнения даже канал «Культура» показывает. Что нам до них – мы люди православные, с крестами.
Но потом плавно начинаются сюжеты, от которых впадаешь в столбняк. Ты видишь современный Китай, который от нас скрывают, и с потрясающей ясностью понимаешь, почему его товары так дешевы, почему, несмотря на успехи экономики, оттуда столько мигрантов, особенно среди интеллигенции.
Опишу лишь две картины.
«Недетское горе», Дун Сяцан. 2006 год (фото внизу первое). Пятилетняя девочка с глазами, полными слез, на фоне стены концентрационного лагеря. (Такие лагеря в Китае называются исправительно-трудовыми, в них около 5 миллионов рабов-заключенных. Тех, кто не перевоспитался, сжигают в крематориях.) Отцовский ватник на плечах девочки и урна с прахом родителей – вот и все, что осталось от ее семьи. Впереди – детский дом.
«Трагедия в Китае», Ли Юань. 2004 год (фото внизу второе). Молодая женщина в бессильном горе застыла возле тела мужа, замученного до смерти в центре «промывания мозгов». Он держит в руке бумагу, которую его заставляли подписать, – заявление об отречении от своей веры в Истину, Доброту, Терпение.
Холодный задний план с оковами, веревками и дубинками. Контрастом ему – теплый свет, окутывающий женщину в центре. В ее глазах печаль и решимость, но нет ненависти, она просто тверда в своих убеждениях.
Оказывается, разновидность цигуна – Фалуньгун, практикующий повышение духовности (согласно трем принципам – Истине, Доброте, Терпению), с начала 90-х годов так распространился в Китае, что к 1999 году, по оценке самого правительства КНР, достиг 100 млн. человек, превысив число коммунистов (60 млн.). Из-за боязни потерять власть бывший генсек компартии Китая Цзянь Цземинь отдал приказ за три месяца уничтожить движение, наклеив на него ярлык «секта». Отклонившихся от коммунистического курса сжигали в печах, уничтожали, чтобы извлечь органы с целью продажи.
Китайские художники, конечно, писали эти картины за пределами Китая. Но к ним присоединились, создав полотна о преследовании компартией Китая инакомыслящих, о жертвах с площади Тяньаньмэнь, профессиональные художники из Австралии, Японии, США, Канады, Тайваня.
Объединил их в один проект известный в мире скульптор и художник Чжан Кунлунь, испытавший на себе в подобном трудовом лагере все виды пыток, включая удары электрическими дубинками.
Выставка об узниках совести побывала в 50 странах мира. В России – в Санкт-Петербурге, Москве, Петрозаводске, Красноярске, Ростове-на-Дону, Новороссийске, Краснодаре, городах Кавминвод.
Впечатление, которое она производит на посетителей, настолько сильное, что люди плачут, о чем сами признаются в книге отзывов.
«Она помогает проснуться от глубокого сна и задуматься о смысле жизни. Добро победит зло – это точно, другого не дано».
«Нельзя преследовать за духовные искания, не должно быть монополии на истину, каждый имеет право на свое понимание души».
«Потрясающее впечатление осталось после выставки. Не смогла сдержаться, даже расплакалась, потрясенная величием духа, который способен вынести то, что человек и представить себе не может».
«Мне кажется, что русскому народу, на долю которого выпало много невзгод, бед и войн, особенно близка эта тема. Большое спасибо за свет, доброту и веру!»
Согласна с отзывами.
Несмотря на страшные истории, глядящие с холстов, шелка и бумаги, уходишь с выставки не с ненавистью и негодованием, а с добротой, состраданием и жаждой справедливости.
Поделилась своими эмоциями с организаторами выставки и услышала:
– Тут не все картины… Вы не представляете, какие сокровища нам не дали выставить!
Оказывается, сотрудница мэрии, отвечающая за культуру, провела осмотр, определяя, что именно надо показывать пятигорскому зрителю. «Забежала буквально на несколько минут, не слушая гидов, металась от картины к картине и кричала, что напишет докладную и расторгнет договор. Кому-то позвонила… Видимо, ее начальник был более здравомыслящим, потому что тон чиновницы изменился, она быстро поздравила с открытием и убежала».
А уже под занавес выставки организаторы узнали, что прокуратура что-то все-таки усмотрела в содержании картин и сделала выговор чиновникам.
А я-то думала, что политические кураторы от искусства, как и «главрепеткомы» и «главлиты», в далеком прошлом! Хотя бы в живописи и музыке. Хотя бы, если тема творчества – доброта и терпение. Ан нет: смотрят, настойчиво советуют, запрещают… Узрели, что кроме «доброты» и «терпения» кто-то заикнулся об «истине». Не сметь нарушать монополию!
Как-то в последнее время это усугубилось и лично меня стало раздражать. Почему за меня, человека с высшим образованием, с богатым жизненным опытом, имеющую уже и внуков, решают, что мне смотреть? Лишают, нагибая операторов, моего любимого телеканала. Науськивая добровольцев в казачьей форме, запрещают гастроли рок-оперы. Обрезают международную выставку. На интернет замахиваются…
Почему я не могу узнать больше о современном Китае? Тем более сейчас, когда мы перессорились почти со всем миром и Поднебесная – чуть ли не единственный наш партнер?
Вот уж действительно, прав Александр Галич («Поэма о Сталине», глава 5):
Не бойтесь тюрьмы,не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо!»
Ольга ВАСИЛЬЕВА Пятигорск
Общественно-политическая и познавательная газета “Открытая” Номер 24 (617) от 25 июня – 2 июля 2014 г.