Для чего придумана новая «молодая наука»?
08.11.2022 г.
В жизни общества появилась новая «научная дисциплина» – деструктология. Ей всего два-три года, поэтому пока ещё мало кто знает о её существовании.
Идея создания новой науки, по всей вероятности, принадлежит Р. А. Силантьеву, доктору исторических наук, профессору кафедры мировой культуры МГЛУ. В 2018 году в «Вестнике Московского государственного лингвистического университета» опубликована его статья «О некоторых теоретических обоснованиях деструктологии как новой научной дисциплины».
По мнению Силантьева, деструктология должна оказывать «противодействие угрозам национальной безопасности России», бороться с сектами и вредными течениями. Слова правильные, с этим не поспоришь, однако интересно узнать, какие же методы для этого будут использоваться? Кто будет определять, что хорошо, а что плохо, что полезно, а что вредно? Давайте попробуем разобраться.
Роман Силантьев – ученик и последователь небезызвестного Александра Дворкина, идеолога российского «сектоведения». Александр Дворкин сильно дискредитировал себя за более чем два десятилетия работы. В частности, он не является профессором и не имеет учёных званий в России. Согласно запросу в Министерство образования и науки адвоката Пчелинцева А. В. от 03.11.2006 года, «сведений о присуждении Дворкину Александру Леонидовичу, 1955 года рождения, учёной степени доктора наук и о присвоении ему учёного звания профессора, предусмотренных государственной системой аттестации научных и научно-педагогических работников, не имеется».
Правда, звание «профессора» он получил в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, который имеет статус «негосударственного», «частного» учебного заведения. Такого рода профессорское звание не имеет отношения к деятельности в светском государстве. Ещё следует отметить, что в Приказе Минобразования и науки РФ от 24.02.2021 г. «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» не числится специальность «сектоведение».
Роман Силантьев – основатель «деструктологии»
Р. Силантьев, вероятно, решил продолжить деятельность в этой сфере: он придумал новое название и создал «деструктологию».
Карьера молодого специалиста начиналась вполне успешно. С 2004 года он стал сотрудником Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Однако вскоре «по собственному желанию» ему пришлось покинуть этот пост, поскольку разразился сильный скандал из-за выхода в свет его книги «Новейшая история исламского сообщества России». Книга «исламоведа» Силантьева вызвала резкую критику.
Так, в Обращении Совета муфтиев России в президиум Межрелигиозного совета России от 01.12.2005 г. говорится: «Силантьев опубликовал от своего имени, впрямую ассоциируемого с должностью Исполнительного секретаря МСР и сотрудника ОВЦС Московского патриархата, своего рода дайджест «желтой прессы»: различные слухи и сплетни, а также собственные домыслы, представляющие собой попытку очернить священнослужителей и руководителей почти всех религиозных центров традиционного ислама России».
Отрицательную оценку также получил первый «учебник» деструктологии, написанный Р. Силантьевым в соавторстве с писателем-фантастом С. Чекмаевым.
Создателей «науки» уличили в том, что учебник не имеет ни одной ссылки ни на один научный источник, причём библиография тоже отсутствует.
Книга написана с использованием оскорбительных и провокационных высказываний в отношении разных объединений.
Один из читателей на сайте labirint.ru отзывается о деструктологии так: «К науке данное слово не имеет никакого отношения, а вот к пропаганде РПЦ – да. Modus operandi авторов – демонизировать всё, что не есть РПЦ».
Кое-что об А. Дворкине
Силантьев много лет является членом РАЦИРС — Российской ассоциации центров по изучению религий и сект, созданной Дворкиным в 2006 году. Здесь уместно будет привести высказывание специалиста в области философии религии и религиоведения профессора Шмидта В. В., характеризующее личность таких людей, как Дворкин А.Л.: «Не может быть человек, у которого неустойчивое сознание и который кликушествует, который говорит неадекватные вещи, выступать от лица экспертного сообщества, даже если вдруг это кому-то политически выгодно. За такой политической выгодой может быть утрачена в перспективе устойчивость и стабильность общества в целом».
Что касается «неустойчивого сознания» и «неадекватных вещей», отметим, что в сети есть сканы медицинских документов о том, что в молодости Александр Дворкин четыре года был на психиатрическом учёте, во время которого помещался на стационарное лечение в психбольницу.
С учёта пациент был снят в связи с эмиграцией. В 1977 году он уехал в США, и подписал Отказ под присягой от прежнего гражданства, введённый Конгрессом США в 1802 году: «Настоящим я клятвенно заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином которого я являлся до этого дня; что я буду поддерживать и защищать Конституцию и законы Соединённых Штатов Америки от всех врагов, внешних и внутренних; что я буду верой и правдой служить Соединённым Штатам».
Из чего следует, что Дворкин отдал себя США полностью и навсегда (при получении российского гражданства не требуется отказа от прежнего, к тому же допускается двойное гражданство). Принимая это во внимание, неудивительно, что деятельность человека, давшего присягу защищать интересы другой страны, может быть причиной межконфессиональных конфликтов, проявлений травли и нетерпимости к сообществам и определённым группам людей.
Дворкин за время своей работы зачастую использовал «сектоведение» как мощный инструмент для дискредитации любых духовных школ или религий, отличных от традиционных.
Неугодными могли стать все, появилось даже абсурдное понятие «коммерческий культ». К таковым, например, отнесены Гербалайф и Амвей.
Лекции, «беседы» и «встречи» по всей стране не всегда приносили Дворкину желаемый результат, поскольку люди стали выявлять в его высказываниях грубое искажение фактов и ложь. Именно поэтому, вероятно, сейчас «сектовед» предпочитает оставаться в тени, а его ученики и последователи продолжают сеять смуту в российском обществе.
«Лаборатория деструктологии» на службе правосудия
Можно было бы оставить без внимания усилия некоторых людей, желающих наклеивать повсюду ярлыки «секта» и причислять всех неугодных к «вредным течениям», если бы не одно обстоятельство: в начале 2019 года при государственном учебном учреждении (МГЛУ) открылась «Лаборатория деструктологии». Её возглавил Роман Силантьев, а в состав группы входит ещё ряд религиоведов и «сектоведов».
На сайте организации есть информация о том, что Лаборатория имеет право проводить судебные экспертизы: «В рамках лаборатории проводятся лингвистические, психологические, религиоведческие, политологические и социологические экспертизы любой сложности… При необходимости эксперты выступают в судебных заседаниях в Москве и других регионах России».
В качестве примера возможного применения экспертной оценки названной Лаборатории может служить обращение Прокуратуры Кемеровской области провести судебную экспертизу по делу в Междуреченском городском суде о признании книги последователей Фалунь Дафа «Суть усердного совершенствования 1,2,3» экстремистской.
Результат подобной «экспертизы» может быть предсказуем с учётом целенаправленности деятельности деструктологии, а также нетерпимости ко всем духовным течениям, отличным от традиционных. Однако если суд примет во внимание обоснованные возражения со стороны заинтересованной стороны (Ассоциация Фалунь Дафа в России), то предложение Прокуратуры останется без ответа.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать весьма неутешительный вывод: изобретение новой «науки» деструктология – это по сути попытка продолжить деятельность «сектоборцев» с чистого листа и под новым названием вывести «сектоведение» на научный уровень.