Нужны ли в Китае адвокаты?
Такой вопрос невольно возникает при ознакомлении с судебными разбирательствами над последователями Фалуньгун.
Двух женщин Чжао Сюэцзин и Сунь Лихао, жительниц города Даньдун провинции Ляонинь, арестовали 12 мая 2017 года за то, что они развешивали плакаты с сообщениями о Фалуньгун (духовная практика, которую преследуют китайские власти).
В ночь ареста у Чжао было высокое кровяное давление, и центр заключения отказался её принять, но один из полицейских заявил: «Она должна быть в центре заключения, даже если умрёт!»
Потом у Чжао появились ещё и проблемы с сердцем. Три раза она теряла сознание и нуждалась в реанимации.
Прокуратура трижды возвращала дело в полицию: 27 июня, 6 сентября и 16 ноября 2017 года. Но начальник местной службы внутренней безопасности Ду Гоцзюнь упорно отказывался освободить Чжао и Сунь. Ему всё же удалось убедить прокуратуру предъявить обвинения этим практикующим Фалуньгун.
Как это бывает в китайской прокуратуре по отношению к последователям Фалуньгун, подсудимым было предъявлено стандартное обвинение в «препятствовании исполнению государственных и административных законов путём создания и использования организаций культового характера». Это единственный предлог, который компартия ухитряется использовать для обвинения и заключения в тюрьму практикующих по методу практики Фалуньгун.
Суд по-китайски
Суд над Чжао и Сунь состоялся 19 января 2018 года. Но за день до слушания судья Ма Шухэ категорично заявил адвокатам, что им не следует ходатайствовать о невиновности своих подзащитных: «Бесполезно хлопотать о невиновности ваших клиентов».
В результате при отсутствии надлежащей защиты практикующим Фалуньгун пришлось самим доказывать свою невиновность. Обе женщины во время часового судебного заседания были в наручниках.
Чжао и Сунь утверждали, что ни один закон в Китае не предусматривает уголовной ответственности за практику Фалуньгун и не называет его культовой организацией. Они указали на то, что размещение ими плакатов с сообщением о Фалуньгун не причиняет вреда кому-либо и обществу в целом, и тем более не препятствует исполнению государственных законов.
Чжао и Сунь потребовали, чтобы их оправдали, и судья Ма отложил заседание без вынесения приговора.